Адам Нитти: «Если вы хотите быть востребованным музыкантом, вы должны быть универсальны»

Виртуозное владение техниками слэп и тэппинг, головокружительные соло и скоростные пассажи, внушительный опыт преподавания и работы в студии - всё это объединяет в себе один человек - композитор, бас-гитарист и пианист Адам Нитти. В настоящее время, живя в Атланте, в Джорджии, Адам, является одним из часто приглашаемых сессионных музыкантов. Участвуя в ежедневных событиях, происходящих в музыкальном мире, он не забывает и о сольной карьере. Доказательством тому служит наличие трёх великолепных сольных альбомов - "Liquid Blue», "Balance» и "Evidence». Кроме этого, Адам Нитти преподаёт бас-гитару в Институте Музыки в Атланте (Atlanta Institute of Music) и является постоянным автором статей для журнала «Bass Player», проводит мастер-классы для усилителей SWR и струн D'Addario.

 

Адам, когда Вы впервые взяли в руки бас-гитару?

Я начал играть на бас-гитаре, когда мне было 14 лет. До этого около пяти лет изучал классическое фортепьяно. В то время я играл на клавишах в группе со своими друзьями. Наш басист решил перейти на ритм-гитару, а мне предложили попробовать бас. Я влюбился в него немедленно, и с того дня бас-гитара стала моим главным инструментом.

Какие были ощущения?

Так как игра на бас-гитаре была новым выбором для меня, мне пришлось приступить к её изучению. Я был очарован техникой игры на этом инструменте и принял решение серьёзно отнестись к этому увлечению.

Где Вы учились играть на бас-гитаре?

До определённого момента я нигде не учился. Я начал с частных У1»ков в возрасте 16 лет. Через год я поступил в Институт Музыки в Атланте, в котором спустя много лет я преподаю игру на бас-гитаре. Также ка протяжении некоторого времени я возглавлял программу по изучению джаза в Университете Джорджии (University of Georgia). Таким образом, моё обучение строилось на гибридных методах - официальном и неофициальном.

Какие группы и исполнители оказали на Вас наибольшее влияние?

В самом начале моего обра­щения к бас-гитаре я испытывал на себе сильное влияние Rush, Led Zeppelin, и Yes. Джедди Ли (Geddy Lee) и Джон Пол Джонс (John Paul Jones) были первыми. В то время я начал познавать музыку стиля арт-рок. Позже я узнал о таких «монстрах» неоклассического металла, как RACER X, Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Тони МакАлпайн (Tony MacAlpine). Последние тинейджерские годы я провёл в группе, которая играла в этом стиле. И только учась в колледже, я открыл для себя джаз и фьюжн. С этого момента импровизационная музыка стала моей страстью. Вот тогда моё внимание серьёзно привлёк Жако - я хотел звучать подобно ему, я тратил много времени, разбирая и выучивая его партии. Мне также очень нравилась игра Джона Патитучни (John Patitucci), Доминика ди Пьяццо (Dominique Di Piazza), Маркуса Миллера (Marcus Miller), Гэри Уиллиса (Gary Willis) и Стэнли Кларка (Stanley Clarke).

Когда Вы начали свою карьеру как бас-гитарист?

Приблизительно с 23 лет. До этого возраста я был не в состоянии, зарабатывая музыкой, покрывать все свои расходы, но я продолжал играть, экспериментировать, принимать участие в различных джем-сейшнах - даже если из-за работы не удавалось играть днём, мы постоянно играли ночью.

А как Вы перешли на 5-, 6-струнные бас-гитары?

Как и большинство других бас-гитаристов, я начинал играть на четырёхструнном инструменте Но когда первые пятиструнные бас-гитары появились в музыкальных магазинах, я был поражён их звучанием. Первый такой бас я купил в местном магазине музыки, когда мне было 17. Это был Yamaha RBX. Тогда пятиструнники представляли собой ещё относительно новую концепцию, так что не было никаких устоявшихся стандартов - в интервале между струнами и других характеристиках. И как результат на моём первом пятиструннике струны размещались на стандартном четырёх­струнном грифе. Таким образом, получался очень узкий интервал, который затруднял игру на инструменте техникой слэп. Позже бас-гитары RBX 5 были модифицированы более широким интервалом между струнами. Как только я приобрёл такой инструмент, я понял, что всегда буду иметь струну В. Освоив пятиструнник, через несколько лет я купил свой первый шестиструнный бас. Это был Heartfield со сквозным грифом. Переход с четырёх струн на пять был для меня весьма не прост - из-за дополнительной струны В. А переход на 6 струн прошёл гораздо легче.

Я знаю, что Вас часто приглашают на запись как сессионного студийного музыканта. Ваше отношение к такому виду работы? Вы берётесь за неё не­зависимо от стиля музыки или всё-таки стиль влияет на Ваше решение?

Некоторые из сессий, на которые меня приглашают, требуют, чтобы я играл только фундаментальные партии. Например, на сессиях популярной музыки на радио или телевидении я только пробую подражать специфическому стилю или звуку, и моя работа заключается в том, чтобы сыграть то, что наиболее соответствует песне, в этих обстоятельствах быть стилистом баса - не моя работа. Я стараюсь использовать более традиционный звук и обычно играю более консервативные партии, если продюсер не требует большего. Однако иногда меня приглашают потому, что хотят на своих записях слышать именно мой собственный стиль. В этих случаях я имею больше свободы для творчества, но всё равно я пытаюсь играть то, что более подходит для данного произведения.

Расскажите немного о Вашем инструменте.

Мой главный инструмент - шестиструнный Warrior Adam Nitti Model. Он изготовлен из слоистого грецкого ореха, клёна и некоторых экзотических пород дерева, имеет сквозную конструкцию грифа. На нём установлены датчики и активная электроника Bartolini, благодаря которым я имею весьма богатый по звучанию бас. Этот инструмент я разработал совместно с Д. Д. Льюисом (J.D. Lewis), главным мастером Warrior. Я также имею пятиструнную версию этого баса. По характеристикам он практически идентичен моему шести­струнному инструменту, но гриф его имеет конструкцию «bolt on», и корпус сделан из болотного ясеня. Всё остальное то же самое.

Вы в совершенстве владеете пальцевой техникой, слэпом,тэппингом. Какая из техник Вам нравится больше?

Пальцевая техника, даже притом, что сейчас это может показаться менее роскошным выбором. Вот интересный факт, я, вероятно, наиболее известен своей свиповой техникой арпеджио на басу, но это техника не доминирует в моем стиле. Для меня очень важно, что люди запомнят больше, послушав мои записи.

А какие усилители Вы используете?

SWR. В данный момент я играю через SWR SM-900 Custom Head, кабинеты SWR Goliath III и SWR Goliath Junior III. Я также иногда использую SWR Interstellar Overdrive preamp с головой SWR Bass 750.

А как насчёт различных эффектов на бас гитаре?

Я редко использую эффекты, но если мне надо продублировать партию на некоторых из моих записей, я использую BOSS OC-2 Octave Pedal и EBS Bass IQ Pedal. Реже я применяю процессор Ensoniq DP/4.

Какую философию Вы предпочитаете для своих студентов?

Большое значение имеет техника студента, которая должна быть достаточно проработанной, чтобы продвигаться к более сложным концепциям. Это главная позиция в моём преподавании. Причина в том, что я не хочу столкнуться с ситуацией, в которой студент слышит прекрасные идеи в своей голове, но не может реализовать их на грифе. Но в то же время студенту необходимо всесторонне развиваться, не замыкаясь на чём-то одном. Я добиваюсь, чтобы мои студенты не были сосредоточены только на одной технике или теории, но не игнорировали бы другие важные моменты. Развитие слуха является не менее важным положением, которому я также уделяю много внимания. Соединение различных форм и аспектов игры со специфическими звуками просто жизненно необходимо для музыкантов, играющих на струнных инструментах.

В каких джазовых проектах Вы принимали участие?

Я гастролировал С DAVE WECKL BAND, с Джефом Коффином (Jeff Coffin - саксофонист BELA FLECK), MUTET, JUSTICE LEAGUE с Джимми Эррингом (Jimmy Herring), T. Лейвицом (Т. Lavitz) и Ричи Хейвордом (Richie Heyward) и многими другими. Я также работал с Майком Стерном (Mike Stern), Питером Эрскиным (Peter Erskine), Скоттом Хендерсоном (Scott Henderson), Виктором Вутеном (Victor Woolen), Стивом Бэйли (Steve Bailey) и другими джазовыми музыкантами.

А увлечения, кроме бас гитары, у Вас есть?

Я люблю автомобили и часто принимаю участие в различных гонках. Я наслаждаюсь также боевыми искусствами.

И в заключение, что Вы посоветуете молодым музыкантам, стремящимся найти свой собственный звук?

Если вы хотите быть востребованным музыкантом, вы должны быть универсальны. Для этого необходимо наличие опыта во всех стилях и достаточно хорошее чтение нот с листа. Практикуйте столько, сколько можете, играйте с разными музыкантами, даже если они выше уровня, на тот момент достигнутого вами. Вы просто не заметите, как через определённое время сравняетесь с ними. Верьте в то, что вы играете, не будьте робки с вашими партиями. Также важно иметь положительную точку зрения во всех ситуациях и относиться к людям с любовью и уважением. Музыканты любят нанимать музыкантов, с которыми в дальнейшем им легко и весело будет общаться.

 

Интервью и перевод Влад Кирющенко (V.Kay)

Первая публикация - журнал MUSIC BOX №3(33) 2004

Hosted by uCoz